|
Принято считать, что застенчивость - это боязнь других людей. На самом
деле под этим понятием кроется желание спрятаться на некоторое время от
чужих глаз: совсем ненадолго, всего лишь для того, чтобы издалека посмотреть
на этого нового, пока неизвестного человека и разработать практику общения
с ним.
В определенный момент жизни ребенок начинает понимать, что кроме близких,
которые любят его "просто так", существуют и другие люди, вовсе не обязанные
его любить и защищать. Для них он просто один из многих. Чужаки разглядывают
его, изучают, как-то оценивают. Сделанное открытие настолько меняет представление
ребенка о мире и о себе, что ему необходимо некоторое время для того,
чтобы понять, как к этому относиться. И вообще, как жить в мире, где о
тебе складывается впечатление независимо от твоего желания. Именно в этот
момент малыш вдруг становится застенчивым, ему хочется на время скрыться
от чужих глаз и из "укрытия" присмотреться к окружающим, приспособиться
к новым переживаниям.
Как это начинается? Впервые ребенок узнает, что в мире есть незнакомые
люди, примерно в 8-9 месяцев, когда начинает отличать родные лица от чужих.
До того окружающий мир представляется ему калейдоскопом лиц, голосов и
запахов, среди которых есть более-менее узнаваемые, но пока не запоминающиеся.
К 8 месяцам в мозгу ребенка формируются постоянные связи, и он начинает
запоминать и связывать между собой все вышеперечисленное, а также формировать
образы знакомых людей. Так в его жизни появляются ЛЮДИ, а не сумма отдельных
характеристик.
Любой незнакомец - чужой для ребенка человек. Малыш его не знает, не
привык к нему, не чувствует в нем необходимости. Чуждый предмет вряд ли
вызовет страх. Реакция на него скорее будет больше похожа на вполне естественную
настороженность по отношению к объекту, который вторгается в привычный
мир. Новый человек требует пристального изучения. Если взрослый дает ребенку
время рассмотреть его, приближается медленно и осторожно, то настороженность
превращается в интерес - ведь все новое вызывает исследовательское любопытство.
Такое отношение к незнакомым продолжается довольно долго, начинается
в возрасте года, а заканчивается, когда малышу исполняется года полтора.
За этим следует совершенно новый этап в жизни маленького человечка, связанный
с тем, что он осознает свою отдельность. Это происходит примерно в два-три
года одновременно с открытием собственной активности.
До этого возраста малыш не очень понимал, что произошло само по себе,
а что случилось при его участии. Тот факт, что банка упала и разбилась,
не оставляет его равнодушным, но он никак не связывает ее падение с движениями,
которые совершил непосредственно перед происшедшим. Но приходит время,
и малыш осознает авторство своих действий и вместе с тем понимает, что
он - самостоятельное, отдельное от окружающей среды существо, которое
способно чего-то хотеть, что-то решать и менять в этом мире.
Что означает это открытие? Очень многое. До него малыш внимательно, почти
неотрывно изучал незнакомых людей, не понимая (ему, впрочем, это было
без различно), что в тот же самый момент другой человек так же разглядывает
его самого. Вместе с осознанием своей отдельности приходит понимание того,
что вокруг существует целый мир таких же "отдельных" людей. Пока неизвестно,
что это открытие может дать, ясно одно - перед малышом открылась дверь
в совершенно новый мир.
Вот она! Именно в этот переломный момент ребенок становится застенчивым.
Приглядевшись, вы увидите, что эта реакция совсем не похожа на испуг.
Малютка отводит глаза, опускает голову, прячет лицо, не хочет разговаривать
- стесняется. Это состояние естественно и говорит о том, что малыш начал
ощущать разницу между собой и другим человеком. Ребенок немного озадачен,
растерян и смущен, чувствуя себя новичком, которого разглядывают и оценивают,
и не очень понимает, как себя вести. Но вот выход найден: он прячется
за стену, дверь, мамину спину и оттуда изучает обстановку.
Постепенно малыш становится субъектом отношений. Что это значит? Ребенок
перестает быть зависимым существом, теперь он - активный партнер, который
способен сам строить отношения с людьми. Растерянность и озадаченность,
связанные с осознанием факта существования других людей, проходят. Для
малыша это больше не является новостью. Чувства, пришедшие на смену смущению,
помогают ему ориентироваться и формировать свое отношение к любому, кто
появляется в его жизни, и взрослому, и маленькому. Ребенок начинает понимать,
чего и от кого он хочет, чего хотят от него и что могут дать друг другу
люди.
В это время становится видно, насколько малыши отличаются друг от друга.
Одних процесс общения увлекает, они быстро находят общий язык с самыми
разными людьми, легко знакомятся и охотно рассказывают о себе. Они уверены
в себе, в своей нужности, им нравится быть среди людей, они интуитивно
находят способы влияния на сверстников. Но и у таких активных и общительных
ребят застенчивость может появляться в ситуациях, связанных с вниманием
к ним других людей. Например, во время выступления перед публикой или
при знакомстве с детьми в детском саду. Однако это стеснение быстро сменяется
уверенностью.
Но есть и другие малыши, для которых шумное общество не всегда лучшая
компания. Они не стремятся к новым знакомствам, тщательно приглядываются
и изучают каждого нового человека. Такие дети - не авантюристы, поэтому
встреча с неизвестным вызывает у них разумную осторожность. В отношениях
с людьми для них важнее надежность, понимание и постоянство, чем новизна
и обилие контактов. Малыши гораздо чаще будут казаться застенчивыми и
смущенными, хотя на самом деле это может быть лишь вежливым нежеланием
общаться.
Если застенчивость мешает. Вы замечаете, что при встрече с незнакомыми
ребенок чувствует себя скованно, все время пытается угадать, чего от него
ждут, и ведет себя в строгом соответствии с этими ожиданиями. Малыш ограничивает
себя во всем, не отваживается что-либо делать, не отходит от знакомого
человека, потому что не чувствует себя в безопасности. Тревога и страх
могут быть так сильны, что буквально парализуют малыша, и он мечтает лишь
об одном: провалиться сквозь землю. Похоже, контакты с людьми стали для
него синонимом опасности, и он тщательно старается их избегать. И здесь
уместно говорить уже не столько о застенчивости, сколько о неуверенности
при общении.
Откуда берется эта неуверенность? Возможно, в жизни малыша произошло
событие, помешавшее развитию его социальной компетенции. Причиной может
стать разрыв привычных связей, вызванный переездом, разводом родителей,
рождением братика или сестрички. А может быть, привычная ситуация в жизни
семьи вызвала у малыша ощущение, что окружающий мир враждебен и неинтересен.
Может быть, вы сами воспринимаете встречи с другими, новыми людьми как
визит к стоматологу (деваться некуда, но лучше бы избежать). На такое
отношение ребенка к окружающему миру могут повлиять также ваши запреты
на проявление или переживание чувств, особенно отрицательных: злости,
огорчения, жадности, зависти. Сильная ориентация на других людей, преувеличенная
забота о том, как малыш будет выглядеть в их глазах и что о нем подумают,
тоже может оказать медвежью услугу: вы научите малыша быть приятным для
окружающих и не обращать внимание на собственные чувства.
Как помочь ребенку обрести уверенность при общении с другими людьми?
Нужно больше внимания уделять его чувствам и желаниям. Если маленький
чело век убедится, что близкие считаются с его переживаниями, то, и контактируя
с посторонними, он будет уверен, что значит что-то как личность.
Кроме того, детям полезно знать, что их родители и близкие не инструменты
для выполнения их потребностей, а такие же люди со своими желаниями и
чувствами.
Можно попытаться "обезоружить" пугающие ситуации. Постарайтесь выведать,
что вызывает особенный страх. Неизвестность? Пофантазируйте вместе с малышом
о том, что будет происходить, предложите свои варианты и поощряйте идеи
малыша. Совершенно реальные предположения перемешайте с комичными, нелепыми,
сказочными. Ориентируясь на малыша, допустите несколько страшных сюжетов:
пережив страх "понарошку", он легче сможет побороть настоящий испуг.
Если ребенка пугает, что его могут невыгодно оценить или отвергнуть,
попробуйте поиграть с ним в такую игру: сам малыш будет тем, кто отвергает,
оценивает, насмешничает, а вы - тем, кто с этим справляется. Кстати, если
вы сами подвержены подобным страхам, то игра поможет и вам взглянуть на
неприятные детские переживания глазами взрослого человека.
Мария Андреева, психолог-психотерапевт.
(Ноябрь "Счастливые Родители")
|