|
Воспитание в младшем школьном возрасте
С первого школьного дня главным занятием в жизни ребенка на долгие
годы становится учеба. Требования на данный момент к младшим школьникам
довольно велики, и с каждым днем планку поднимаю все выше и выше Если
раньше для поступления в первый класс обычной школы ребенку было достаточно
знать буквы и цифры, то теперь необходимо уметь самостоятельно читать,
считать до 100 и решать несложные математические задачи (например, в
одной вазе 3 яблока, в другой 8, сколько всего яблок. А сколько будет,
если все преподаватели присутствующие в комнате съедят по одному яблоку
из обеих ваз).
Наряду с повысившимися требованиями к выдержке и дисциплине ребенка
важно также развитие уже имеющихся знаний, прилежания и желания учится.
Правила, существующие в современных школах, таковы, что их может выполнить
любой нормальный ребенок. Для развития личности ребенка очень важно,
чтобы он продолжал выполнять какие-то поручения по дому. Аргументы родителей,
освобождающих его от выполнения домашних дел, потому что малыш перегружен
в школе, несостоятельны.
При всей необходимости привыкания детей к новой жизненной ситуации нельзя
освобождать их от обязанностей по дому. Отказ от поручения ребенку выполнения
этих обязанностей может не только усилить уже существующие у него проблемы
привыкания к школе, но и создать новые! Если, например, ребенок дома
не привык соблюдать порядок и дисциплину, то ему будет гораздо труднее
привыкать к этому в школе.
Большое значение для сохранения той радости, которая бывает у детей,
когда они только начинают свою учебу, имеет атмосфера, царящаяся в семье.
Хорошие отношения между всеми членами семьи положительно влияют на сохранение
желания учиться у детей. Наряду со всеми другими стимулами для них очень
важна радость матери, отца или похвала учительницы по поводу того, что
он правильно выполнил то или иное задание. По чаще говорите своему ребенку,
что вы его любите, это дает ему силы и желание стремиться и добиваться
хороших результатов в учебе.
Способность концентрировать свое внимание.
Многие родители знают, что маленький ребенок не способен выполнять
свои школьные задания или обязанности по дому в течение длительного
времени, он не может долго концентрировать свое внимание при выполнении
домашних заданий. Это не повод для волнений и не в коем случае нельзя
пытаться найти в этом состоянии какие-либо у ребенка отклонения. Такие
проблемы в этом возрасте совершенно естественны. Выработка и развитие
способности концентрировать свое внимание как раз и являются задачей
школьного воспитания в первые годы учебы. Многие родители волнуются
по поводу неспособности ребенка усидеть на одном месте, не вставая и
не отвлекаясь на какой-нибудь интересующий его предмет, все это препятствует
нормальному усвоению школьных занятий, выработки усидчивости и работоспособности.
Часто этого легко можно избежать. Причиной могут служить чрезмерные
физические и умственные нагрузки на ребенка, возможно, он не достаточно
спит или отдыхает, у него могут быть стрессовые ситуации в течен! ие
дня, школьные занятия отнимают у него слишком много времени.
Развитие речи.
В дошкольном возрасте ребенок быстро пополняет свой словарный запас.
Он учится правильно складывать слова в предложения, склонять и спрягать,
изменять их в соответствии с тем, что хочет сказать. Родители также
могут способствовать развитию речи своих детей, правильно произнося
слова, открывая все многообразие языковых возможностей. Обязательно
исправляйте у ребенка неправильное произношение и ошибки речи.
Во время игры в куклы у ребенка очень хорошо развивается речь. Ценность
этой игры заключается в том, что ребенок действует и разговаривает с
куклами, во время игры он учится так выражать свои мысли, чтобы они
были понятны всем "слушателям".
Ребенку дошкольного возраста бывает трудно удержать в памяти несколько
событий подряд, а также порядок, в котором они происходили. Например,
на вопрос, что произошло в спектакле в театре, мы, как правило, не получим
вразумительного ответа, так как впечатления были настолько всеохватывающими,
что ребенок не знает, как именно отвечать на такой вопрос. Вопросы о
какой-то части происшедшего события обычно не вызывают у ребенка никаких
сложностей.
Навыки разговорной речи, которыми должен обладать ребенок перед
поступлением в школу:
1. Правильно произносить знакомые ему слова.
2. Говорить свободно, бегло, четко проговаривая все слова. В зависимости
от ситуации он должен уметь говорить громче или тише.
3. Уметь выражать свои мысли в кратких связных предложений и рассказывать
небольшие истории.
4. Уметь отвечать на простые вопросы, касающиеся содержания прочитанной
сказки или рассказа, просмотренного детского фильма.
5. Уметь самостоятельно формулировать вопросы, если ему что-то непонятно.
6. Знать наизусть небольшие стихотворения, уметь правильно расставлять
акценты в предложении.
Не следует беспокоиться, если ребенок овладел еще не всеми из перечисленных
навыков устной речи. Все, что он еще не умеет или не знает, он познает
в школе.
Дети и сладости.
Почти все дети обожают сладости. Именно конфетки и шоколадки чаще всего
являются камнем преткновения в отношениях между родителями и их детьми.
Не редко сладости используются для подкупа или вознаграждения детей
или для регулирования их поведения, что в результате приводит к самым
неприятным последствиям. Мало того, что сладости вредят здоровью детей,
они становятся для них неким запретным плодом (который вдвойне сладок),
тем, на что можно поменять свое хорошее поведение. Как же справиться
с этой сладкой проблемой?
- Постарайтесь объяснить детям, что чрезмерное употребление сладостей
может вызвать заболевание зубов. Приучайте ребенка чистить зубы после
сладкого. Некоторым детям не очень нравится часто чистить зубы и благодаря
этому они могут остановится перед желанием положить в рот очередную
конфету.
- Не оставляйте сладости на виду, чтобы не дразнить детей.
- Не забывайте о фруктах, сделайте их доступными для детей, ведь они
так полезны для здоровья. Поставьте их в вазе на самом видном и досягаемом
для ребенка месте.
- Для маленьких детей будет разумно установить "конфетный день".
- Лучше регулировать количество сладкого, чем полностью лишать детей
такой радости.
- С раннего детства ваши дети должны узнать от вас, что выбор, который
они сделают сейчас, будет иметь последствия для их здоровья.
- Ни в коем случае не используйте конфеты в качестве подкупа или вознаграждения.
Так как последствия этого будут очень плачевные.
- В праздники, когда дети сразу получают в подарок много сладостей,
попросите их поделиться соображениями, как, по их мнению, можно лучше
ограничить количество съедаемых конфет и шоколадок. У маленьких детей
лучше сразу забрать их пакетики со сладостями и в дальнейшем выдавать
по несколько конфет в день и таким образом продлить его праздник.
- Если вы используете конфеты в качестве взятки, это тактика поможет
лишь на некоторое время, но подумайте о долговременных последствиях.
Ведь дети не должны воспринимать только внешние стимулы. Они должны
научится вести себя хорошо по той причине, что сотрудничество с вами
- в их собственных интересах.
- Если у вашего ребенка аллергия, например, на шоколад, то, разумеется,
вам придется исключить шоколадные конфеты из его рациона. Попробуйте
заменить шоколад на что-нибудь другое, например на карамель. Предупредите
всех своих родственников и знакомых, чтобы они не угощали вашего ребенка
шоколадными изделиями, так как это может вызвать аллергическую реакцию.
- И все же самое лучшее воспитание - это личный пример. Если вы не сладкоежки,
то и дети, как правило, не придают сладкой пище большого значения.
Натянутость в отношениях с родителями.
Исследования показывают, что серьезные осложнения в отношениях между
родителями и подростками чаще всего возникают из-за неправильного поведения
родителей. Молодой человек в этом возрасте ожидает понимание и признание
своей личности. А если родители подавляют личность своего ребенка постоянной
опекой, необоснованными придирками и замечаниями, становится понятно
их противостояние родителям. Такие отношения могут привести к тому,
что ребенок вырастет несамостоятельным, будет бояться высказать свое
собственное мнение или сделать что-то сам без посторонней помощи.
Чем яснее представляют себе родители переход своего ребенка от управляемого
к более самостоятельному человеку, тем более самокритично оценивают
они свои отношения с ними и строят в соответствии с этим свою линию
поведения, тем более благополучно происходит в семье изменение отношений
между родителями и детьми.
Родители начинают ощущать, что для подростка связи и контакты с его
сверстниками становятся более значимыми и что усиливается влияние друзей
на действия и поведение юноши или девушки. Причиной служит то, что молодой
человек все больше и больше "вырастает" из семейного круга.
Он хочет самостоятельно планировать и проводить свое свободное время.
Помимо стремления к самостоятельности в этом проявляется желание общаться
с друзьями, находиться в кругу своих сверстников. Тем самым он удовлетворяет
одну из своих основополагающих потребностей человека. В бессвязном обмене
мнениями и мыслями, при прослушивании музыки, при посещении молодежных
собраний и вечеринок юноши и девушки имеют возможность обсуждать и делиться
волнующими их вопросами и проблемами, а также самовыражаться и самоутверждаться.
Такие отношения являются проявлением возрастающей самостоятельности
подростков. Это совершенно нормально и вовсе не означает того, что родители
уже "списаны со счетов", их мнение уже ! не интересует ребенка
и они не играют в его жизни никакой роли.
Отношения подростка со сверстниками, с другом или подругой, с компанией
- важнейший шаг на пути к взрослости.
Если родители продолжают очень строго следить за своим ребенком, если
стиль их воспитания остается прежним, если попытки подростка к самостоятельности
в суждениях и действиях строго подавляют, то взаимоотношения с родственниками
могут перерасти в серьезную проблему. Часто такой молодой человек, стремясь
получить признание и понимание со стороны сверстников, начинает нарушать
общепризнанные формы поведения, различные запреты, демонстрирую отсутствие
страха перед возможным наказанием. Такое "мужество" демонстрируется;
чтобы получить признание в своей компании, подросток старается сделать
что-то такое, что поразит и удивит всех остальных. Подростки этого возраста,
стремясь получить признание и поддержку, ориентируются на правила, которые
приняты в компании. Не всегда эти нормы и ценности совпадают с тем,
чему его учили родители. Иногда молодому человеку приходится вести себя
самым вызывающим образом, чтобы стать признанным лидером в своей компании.
Порой подросток может пойт! и на такой поступок, против которого он
сам внутренне протестует, и все это ради того, чтобы не прослыть слабаком
и трусом. Попытки родителей прекратить все контакты и отношения своего
ребенка с компанией, которая оказывает на него дурное влияние, оканчиваются,
как правило, ничем. Такие запреты приводят подростков к необходимости
врать родителям, они с помощью различных уловок и уверток ищут способы
продолжить общение со своей компанией. С неспокойными родителями ребенок
продолжает общаться и встречаться со своими товарищами и друзьями, но
уже тайно от них. Таким способом родители могут достичь лишь одного:
ребенок все больше отдалится от них.
Родители должны сделать все возможное, чтобы поближе узнать товарищей
и подруг своего сына или дочери, с которыми они общаются. Постараться
выяснить, чем они интересуются, чего хотят добиться в своей жизни, чем
увлекаются. Имея такие точные знания, родители гораздо лучше смогут
объяснить подростку ценность настоящей дружбы, поспорить с ним относительно
тех отношений, которые царят сейчас в его компании, выработать у подростка
критический взгляд на свое окружение.
|